Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Для любителей краеведения...

Сегодня в "Новой еженедельной газете" вышел очередной материал Юрия Дунаева "Как "постарела" Каменка". Материал интересный всем кто интересуется историей Урала. Кстати сегодня мы договорились с Юрием Андреевичем продолжить цикл публикаций о истории Первоуральска. Это будут уже статьи специально подготовленные для "НеГ" в ее формате и стиле. Следующий материал вероятно выйдет уже в следующий четверг. А пока о Каменке....


Как "постарела" Каменка

Вот уже несколько десятилетий бытует неверное мнение о времени появления населённого пункта под названием Каменка, расположенного на территории городского округа Первоуральск. Его считают одним из старейших на территории округа. И вот по-чему.
В 1959 году Свердловское книжное издательство выпустило в свет путеводитель "По Среднему Уралу" (авторы Р.Б.Рубель и Е.П.Масленников). На странице 126 они писали:
"Каменка – одна из стариннейших уральских деревень – име-ет четырёхсотлетнюю историю. Она основана ещё до похода Ер-мака и служила Строгановым своеобразной крепостью для охраны от набегов кочевников. Позднее, в 18-19 веках, это – крупная чусов-ская пристань".
В других путеводителях "Маршруты выходного дня по окре-стностям Свердловска" (издания 1966 и 1969 гг.) авторы сделали дополнение:
"В селе Каменке в 18 веке была большая оживлённая при-стань, откуда барки спускались вниз по Чусовой. В большом дере-вянном доме на высоком берегу останавливался Д.Н.Мамин-Сибиряк. Здесь он работал над очерками "По Чусовой".
Авторы допустили историческую ошибку, ввели в заблужде-ние читателей и туристов. К сожалению, не они одни.
"Деревня, расположенная при впадении слева в Чусовую реки Каменки, представляла собой когда-то далеко выдвинутый вверх по Чусовой укреплённый пункт, охраняющий строгановские владе-ния от набегов кочевников.
В 18 и 19 веках в Каменке была одна из наиболее крупных чу-совских верфей и пристаней… В устье Каменки видны остатки прежней плотины, через шлюзы которой барки выплывали из не-большого пруда на просторы Чусовой".
(Е.В.Ястребов, "По реке Чусовой", Свердловское книжное
издательство, 1963)
"Каменка возникла в 1574 году и была крайним восточным пунктом владений Строгановых в 16 веке. Деревню разрезает, впа-дая в Чусовую, речка Каменка с чистой холодной водой…"
(Е.И. и Ю.И. Постоноговы "По Чусовой", Свердловск, Средне-Ураль-ское книжное издательство, 1980)

Пермский писатель Алексей Иванов так же вводит читателя в заблуждение. В объёмном труде "Чусовая" (Алексей Иванов, "Чусовая", Санкт-Петербург, Издательский Дом "Азбука-классика", 2007) на странице 177 он ведет речь о событиях 20 июля 1573 года и основании деревни Каменки.
"Её поставили в устье небольшой речки Каменки, длина ко-торой всего 15 км. В 1574 году Каменский острожек был крайним восточным пунктом фактических владений Строгановых. Неиз-вестно, подвергалась ли Каменка осадам сибирцев. Главное – она уцелела, явила собою пример того, что на Чусовой можно жить. И вслед за ней, под её прикрытием на Чусовой появляются новые се-ления, далеко "оторванные" от Строгановских крепостей".
На странице 178 автор пишет:
"Каменка была большой казённой пристанью с прудом, с плотиной и шлюзом и лесопильной мельницей с водяным колесом к двум пилам".
Откуда возникла уверенность, что Каменка "родилась" в 16 веке? Да ещё при деревне крупная судоверфь и пристань имелись. Полагаясь на очерк "Бойцы", авторы путеводителей посчитали, что казаки дошли до речки Каменки и остановились, основав деревню под таким названием. Значит деревня одна из старейших русских поселений на территории Урала. Правы ли они?
При работе над очерком писатель использовал материал о походе строгановских казаков вверх по Чусовой из "Пермской ле-тописи" (автор В.Шишонко), изменив название населённого пункта. В художественном произведении автор волен дать простое и до-вольно распространённое русское название, несущее в себе и об-разный смысл. Год рождения населённого пункта и события, про-исходившие в Усть-Утке, писатель примерил к Каменке. Авторы путеводителей не разобрались в тонкостях повествования и воспри-няли это за правду. Их не насторожило подлинное расположение и описание деревни в очерке.
"Каменка – одна из нижних (подчёркнуто мною. – Ю.Д.) чусов-ских пристаней, раскинула свои полтораста бревенчатых изб по крутому правому берегу в углу, который образовала с Чусовой бой-кая горная речка Каменка".
В действительности наша Каменка расположена на левом бе-регу Чусовой и находится в верхнем течении реки. Такая, казалось, мелочь осталась незамеченной читателями и составителями.
В этой связи остановлюсь ещё на одном факте. В путеводите-ле "По Чусовой" (Государственное издательство, Свердловск-Москва, 1930) ни слова не сказано о древности деревни Каменки и о наличии при-стани и судоверфи в прошлом.
Тогда откуда пошла молва? Ответ находим в другом путево-дителе. До выхода из печати путеводителя "Река Чусовая" (состави-тель Ф.П.Опарин) о возрасте Каменки не говорилось. И вдруг поя-вилось.
"Красиво расположилась на высоком левом берегу деревня Каменка. Это очень старая деревня, использованная, как крайний форпост русской колонизации, ещё в 16 веке".
(Опарин Ф.П. "Река Чусовая", Издательство "Уральский рабочий", Свердловск, 1936)
Автор заимствовал сведения о времени основания Каменки как раз из очерка "Бойцы". Кроме того, источником информации для составителя путеводителя послужили беседы с местными жите-лями.
В 30-х годах 20-го века жители Каменки знали о чусовском сплаве только по литературе, по тому же очерку "Бойцы", где Ка-менке уделено много внимания. Стоило одному жителю Каменки высказать версию об отношении очерка к их деревне, как другие подхватили её. Проявляя чувство сознательного патриотизма, ка-менцы не могли удержаться от соблазна, приписать своему селению славу о его большом значении в истории освоения уральского края. Вследствие этого у них появилось реальное убеждение, что в очер-ке речь идёт об их Каменке.
И как часто бывает, ссылаясь на авторитет, составители по-следующих путеводителей посчитали: разве академик мог допус-тить неточность? На поверку оказалось, что высказывание автори-тетного лица не всегда оправдывается. И академик не лишён ошиб-ки.
Обратимся к реальным событиям прошлого. Василий Ши-шонко описал их с документов:
"После нападения сибирского салтана брата Маметкула 20 июля 1573 года на Чусовские городки Строгановы, собравши своих людей и наёмных казаков, послали на недоброжелательных соседей, живущих вверх по Чусовой, вогуличей и остяков, в отмщение их бунтовства, учинить на их жилища нападение; те посланные мно-гих бунтовщиков побили и жилища их в пепел обратили, жён и де-тей в полон побрали и дошедши до реки Утки, которая впала в реку Чусовую, остановились… Не вдолге на тех завоёванных вогульских местах поселили они Строгановы своих крестьян до той памяну-той речки Утки – почему в данной им Строгановым жалованной грамоте та речка Утка тогда Межевою и названа; понеже тогда, за сопротивлением сибирцев и вогуличей, далее оной речки Утки по Чусовой заселение иметь им Строгановым было опасно…"
(В.Шишонко, "Пермская летопись", 1-й период)
Знакомясь с документами о хозяйстве Строгановых, нетрудно заметить, что они не имели достаточно людей, чтобы заселить столь обширный край вплоть до Каменки. В дальнейшем это по-служило причиной острой борьбы за землю, когда Демидовы вторглись на причусовские владения Строгановых.
Может кто-то оспорит моё рассуждение. Для этого имеется, например, замечание А.А.Дмитриева в "Пермской старине" (вы-пуск 7 ,с. 217): в 1681 году на территории, административно подчи-нённой Чусовской Уткинской слободе, имелась деревня Фомина над речкой Каменкой в два двора. Длина речки составляет 15 км. На каком километре стояла деревня? Никто не скажет. Во время строи-тельства лесопильни на речке Каменке в 1726-1729 годах жилья не было. После пуска лесопильни стояла одна изба с сенями для житья работных людей. Жителей здесь было два пильщика с тремя учени-ками. Об этом отмечает В.И.Геннин при описании пильной мельни-цы при Чусовской-Уткинской пристани.
В путеводителях авторы отмечают, что в Каменке была круп-ная судоверфь и пристань. Правда, Е.И. и Ю.И.Постоноговы выска-зали сомнение по этому вопросу: "Трудно поверить, что в неболь-шой деревушке была одна из крупных судоверфей". Они правы. В Каменке не было ни судоверфи, ни пристани. За доказательством далеко ходить не надо.
Из "Списка населённых мест Пермской губернии на 1869 год" видно, что "в деревне Каменке при реке Чусовой и речке Каменке имелось 97 дворов, в которых проживало 604 человека, и право-славная церковь". Ни о какой пристани не упоминается. Следует за-метить, что именно в эти годы Д.Н.Мамин-Сибиряк сплавлялся с караваном барок по Чусовой.
Что же касается расположения крупной судоверфи и приста-ни на Каменке, тут допущена как историческая, так и техническая ошибка. Для устройства судоверфи и пристани необходима немалая территория. В Каменке же плотина построена в двадцати саженях от русла Чусовой. Где же тут расположить судоверфь или гавань? К тому же следует учесть габариты уральской барки: их строили дли-ной в 18, шириной в 4 сажени. Сажень равна 2,13 м, значит, длина барки будет 38,34 м, ширина около 8,5 м. Едва ли такая громадина поместилась бы в Каменском устье, которое зажато крутыми каме-нистыми берегами. А ведь Мамин-Сибиряк отмечал, что караван состоял из нескольких барок. Ради истины следует заметить, что пруд в Каменке небольшой, и для вывода хотя бы одной барки воды в нём недостаточно.
В "Хозяйственном описании Пермской губернии" (Н.С.Попов, 1804) в параграфе 188 перечисляются пристани на притоках реки Чусовой, о Каменской пристани нет ни слова. Да так оно и было, никакой пристани при Каменке не существовало. Кстати, зачем она? Расстояние по суше от Слободы до Каменки 5-6 км. Какая ну-жда казне устраивать пристани так часто, когда Уткинская пристань справлялась с объёмами транспортировки грузов.
Более подробную справку о наличии пристаней на притоках Чусовой даёт В.М.Лохтин в книге "Сплав по реке Чусовой горноза-водских караванов" (Одесса, 1886): "Гавани устроены только на пристанях: Ревдинской, Демидова-Уткинской, Шайтанской – Верх-Исетских заводов и Межевой – Нижне-Тагильских заводов. Меже-вая – благоустроенная,со шлюзом.
Васильево-Шайтанская, Билимбаевская, Уткинская казён-ная, Шайтанская пристани гаваней не имеют и опасностей прохо-дящим мимо судам не представляют. Купеческие пристани - Кры-лосовская, Нижнедеревенская и завод-ские:Турчаниновская и Кы-новская весьма неудобны и опасны…"
И в этом перечне Каменская пристань не упоминается. Сле-дует обратить внимание на то, что среди перечисленных пристаней шлюз имела только Усть-Уткинская пристань. Об этой особенности не преминул отметить Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Каменцев не смутишь заявлением, что Мамин-Сибиряк опи-сал Усть-Уткинскую пристань, присвоив ей название - Каменка. Противоречия не принимались в расчёт: мало ли что автор перепу-тал названия, он описал именно нашу Каменку, поскольку на Чусо-вой другой Каменки нет. В это настолько непреложно верили все жители деревни, что поневоле возникала мысль: не есть ли их убе-ждённость свидетельство истинной исторической справедливости? Но факты не подтверждают событие, о чём нужно сказать открыто и честно: год "рождения" Каменки 1729 год – время пуска лесо-пильной мельницы.
В заключение отмечу, что в описаниях исторических событий авторы путеводителей допустили искажения, которые фальсифици-руют факты. Будучи опубликованными, такие неточности из-за не-критического отношения переходили из одного издания в другое, приобрели, так сказать, "права гражданства".
Чтобы не вводить в заблуждение туристов, читателей и по-томков, следует восстановить историческую справедливость. Ведь нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся

Юрий Дунаев "Новая еженедельная газета" №21 от 03.06.2010г.
.
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments